— Как вы пришли к выводу, что вам нужен костюм на заказ?
— Осознание этого пришло параллельно карьерному росту. Дела обязывали встречаться с людьми, занимавшими в бизнесе высокие посты. В этот момент понимаешь, что нужно выглядеть соответственно, чтобы костюмчик сидел. С учетом моей фигуры не все готовые костюмы, даже из дорогих магазинов, хорошо сидят. Коллеги порекомендовали студию индивидуального пошива Indever. Будучи очень внимательным к мелочам, я оценил их костюмы. Так произошло знакомство. До этого я никогда не шил костюм на заказ, и это был первый опыт. А когда к ним попадаешь, уйти уже невозможно.
— Насколько обширен ваш гардероб на сегодняшний день?
— Пока заказывал только костюмы и сорочки, до пальто еще не дошли: оно в планах. Indever помогает подобрать все остальное: галстуки, платки, запонки. В случае малейшего сомнения по поводу того, что надеть, я знаю куда звонить.
У меня в общей сложности пять однобортных костюмов. Все тройки, но все разного фасона: нет одинакового жилета или пиджака. Самый яркий — синий в клетку с двубортным жилетом. Oн хорошо подходит для публичных выступлений и менее официальных мероприятий. Следующий шаг — попробовать перейти на двубортные костюмы.
— Вы много путешествуете. Как вы продумываете, что наденете в поездке?
— Все, конечно, зависит от того, куда, когда и с какой целью. Мы заранее подготавливаем костюм или костюмы к поездке, тем более они все разные. Есть классические, приглушенных тонов, а есть яркие: все зависит от формата встречи и впечатления, которое я хочу произвести. Серый и темно-синий — для деловых встреч в Москве, в офисе или за его пределами. Яркие костюмы чаще беру в командировки по стране, где формальностей меньше и общение непосредственнее. Говорят, что регионы консервативны, но к людям, специализирующимся на финансовых рынках, с которыми я встречаюсь, это точно не относится. Поэтому я могу позволить себе поэкспериментировать. Мы определяемся с костюмом, а дальше уже добавляем белую сорочку, яркие необычные акценты — галстук, запонки и так далее.
— Насколько легко было вас переубедить касаемо гардероба?
— Меня, а точнее, мои стереотипы, пытались ломать с самого начала. Раньше я был довольно консервативен. Первый костюм, который я заказал, был, разумеется, черным, но шили его очень неохотно. Но зато в нем сделали веселую подкладку с Мэрилин Монро. Работа над деталями вроде пуговиц, отворотов, петель и прочего — это особая заслуга Indever. То есть, из самой консервативной вещи они умудрились сделать что-то неординарное. Собственно, серый костюм у меня появился как альтернатива черному. Мне сказали: «Давайте мы сошьем, а вы посмотрите своими глазами и скажите, что думаете». Я-то как раз всегда считал серый унылым и консервативным, а теперь это цвет моего любимого костюма. Несмотря на гладкую серую ткань Loro Piana и строгость образа (хотя жилет к нему сшит в стиле 1930-х), я стараюсь носить его в первую очередь на неофициальные мероприятия.
В последнее время я готов на эксперименты. Даже если буду в чем-то сомневаться, знаю, что лучше согласиться, потому что им виднее. Последний раз мне сшили сорочки с более высоким, чем обычно, воротом, что я рассматриваю почти как новый этап в эволюции собственного стиля. Думаю, что меня ждут эксперименты в области цвета. И, наверное, руки наконец дойдут до пальто.
Из сложностей: мы столкнулись с тем, что однажды я резко набрал в весе. Пришлось перешивать, расставлять. Причем дважды! Второй раз уже когда я вернулся к своему нормальному весу.
— Где еще покупаете костюмы?
— Я уверен, что человек, однажды купивший костюм на заказ, уже никогда не выберет готовый — даже если тот создан всемирно известным дизайнером. Все были убеждены, что моя серая тройка приобретена в Tom Ford. Я сходил в бутик и из любопытства примерил костюм: ткань отличная, фасон модный, но не сидит. Причем даже если бы его ушили в нужных местах, все равно так, как сидит вещь, созданная для тебя, он сидеть не будет.
— Каков был ваш первый опыт заказа костюма?
— В году примерно 1997-м ко мне в офис в Потаповском переулке пришли индусы с чемоданом, набитым красивыми тканями, с предложением сшить костюм и соблазнили с первой попытки. Я на первых порах даже не вникал толком, в чем отличие костюма, сшитого на заказ, от купленного в магазине. На тот момент для меня главным было сэкономить время. А тут все с доставкой в офис — выходить никуда не надо. Покупка хорошего костюма тоже вещь ответственная, но я человек рациональный, поэтому для меня практическая выгода была очевидна.
Впоследствии оказалось, что индусы, шившие, как они сами говорили, костюмы в лучших английских традициях, пользовались старыми лекалами. Это я понял после знакомства с салоном Indever. На деле эта разница очень бросалась в глаза.
— По какому принципу строится ваш гардероб?
— У Indever я заказываю костюмы с прицелом на два города, в каждом из которых принят свой гардероб. В том, в чем я появляюсь в московском офисе, будет по меньшей мере странно прийти в лондонскую штаб-квартиру: коллеги бы не поняли. Это почти революция для них. В Лондоне даже твидовый пиджак должен быть на века, чтобы передать его по наследству внукам.
— В чем принципиальная разница между московским и лондонским офисным стилем?
— И тут, и там всегда предпочитаю костюмы синих и серых цветов, но важны такие нюансы, как оттенок, фактура и рисунок ткани. Например, контрастная полоска на костюме в московском офисе вполне приемлема, а в Лондоне она должна быть едва заметной, отличаться от ткани всего на полтона. В британской столице довольно бессмысленно делить гардероб на летний и зимний, поэтому все костюмы сшиты из плотных, чаще гладких английских тканей. Если хочется фактуры — то допускается только классическая английская «елочка».
Московский гардероб подобран скорее в итальянском стиле, с костюмами мягких силуэтов из более легких и тонких тканей, таких как Loro Piana. Как раз из нее сшит новый летний костюм в контрастную горчичную полоску. На этот цветовой эксперимент меня уговорили в Indever. Он, конечно, только для Москвы: в Лондоне меня бы точно не поняли. Здесь же я могу себе позволить даже для офисного темно-синего костюма сделать яркую подкладку, например, с турецкими огурцами или в контрастный цветок. В английском гардеробе подобные вольности недопустимы.
Совместными усилиями получился безукоризненный гардероб для Лондона, где по одежке встречают как нигде.
— Сорочки тоже шьете на заказ? Легко ли удается правильно сочетать их с костюмом и галстуком?
— Сорочки шью исключительно в Indever. Вначале некоторое время потребовалось, чтобы найти максимально удобную форму воротника. Даже переделывали по нескольку раз. Зато теперь я знаю, что лучше никто не сошьет. Мы в основном придерживаемся белых и голубых цветов, поскольку они легко подходят под любой костюм, а дальше дело за деталями: галстук в качестве яркого акцента, необычные запонки и так далее.
— Насколько легко удается вас переубедить в выборе фасона или цвета?
— Я сам люблю яркие цвета. В Москве у меня есть синие, голубые, серые, коричневые костюмы. Последние, кстати, меня заставили полюбить Indever. Здесь сыграл свою роль кашемировый блейзер в клетку, который ношу постоянно. У меня нет ни одного черного костюма, не люблю этот цвет. Когда я заказывал последний смокинг, меня даже переубеждать не пришлось относительно цвета: я остановился на темно-синем, хотя до этого здесь же шил классический черный.
Может, в один день все-таки отважусь на их предложение и надену рубашку в клетку. Но чтобы сделать этот шаг, нужно себя преодолеть. Это не так просто.